» » Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени

Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени 0

Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени



17 декабря 2015 года в Большом зале Дома кино состоялась премьера второго игрового полнометражного фильма «С осенью в сердце» известного режиссера-документалиста Георгия Параджанова. Перед показом продюсер картины Элла Архангельская поприветствовала зрителей и пригласила на сцену «не только своего друга, но и партнера, коллегу и просто замечательного человека», режиссёра Георгия Параджанова.



«Друзья, коллеги и просто почитатели кино, нежно и искренне благодарю вас, что нашли время, силы и возможности посмотреть нашу картину. — начал свою приветственную речь Георгий Параджанов. — Она посвящена великому… даже язык не поворачивается сказать «клоуну»… великому перфомансисту, философу 20 века, которому в этом году исполнилось бы 80 лет, — Леониду Георгиевичу Енгибарову».



Представить картину в этот день также пришли члены съёмочной группы, каждому из которых режиссёр выразил благодарность, — со-продюсер Екатерина Меньшова, оператор Сергей Акопов, художник Сергей Филенко, актрисы Анастасия Фурса, Филарета Архангельская, Анастасия Асеева и, конечно, исполнитель главной роли — Нодар Джанелидзе.


Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени




«С осенью в сердце» – лента о Леониде Енгибарове – грустном клоуне, артисте, лирике, писателе, авторе удивительных и трогательных новелл. Кинематографисты вместо создания классического байопика решили экранизировать избранные новеллы Енгибарова и, таким образом, раскрыть многогранное мировоззрение знаменитого мима.



Лаконичные литературные произведения Леонида Енгибарова основаны на личных наблюдениях, впечатлениях, воспоминаниях, сновидениях, фантазиях и выражают трогательно-лиричное отношение к миру, природе, людям, будничным явлениям и особенным, порой невероятным, событиям. Подборка новелл являет собой точный и выразительный психологический автопортрет артиста.


Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени




Георгий Параджанов сам отобрал наиболее подходящие тексты и адаптировал их для кинопостановки. Неизменное общее у четырнадцати разных по содержанию и стилю эпизодов –главный герой: циркач Леня, грустный клоун и начинающий писатель. Каждая новелла фильма – страница его биографии, воспоминание или мечта. При этом Леня, строго говоря, – не Леонид Енгибаров, а его творческое «я», лирический герой, смотрящий на мир глазами грустного клоуна.


Амбициозная задача потребовала креативных решений, поисков, экспериментов, направленных на воплощение в легкой, доступной форме сложных поэтических образов, ярких эмоций и тонких чувств. Для этого Параджанов пошел на ряд существенных отклонений от первоисточника: придумал новые заголовки для новелл, усилил конфликты, добавил драматизма, подчеркнул особенности каждого эпизода. Все они получились разными: сюрреалистичные и подчеркнуто реалистичные, преисполненные юмора и проникнутые горечью, наполненные мистическим ужасом и пронизанные радужными мечтами.


Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени





В новелле «Сказочник» режиссер использовал черно-белое изображение, в эпизоде «Что такое любовь» – нарочито экспрессивную музыку, в начальной истории «Короткие рассказы нынче в моде» – насыщенный закадровый текст, который на редкость не раздражает и необходим для задания тона всему фильму. Мистификация эпизода-воспоминания «Забыть все» контрастирует с болезненным, динамичным и пугающим фрагментом «Мой страшный сон». Правдоподобие и мистика соединяются в финальной истории «Может, я вернусь»: постаревший артист садится за свой столик в гримерке и медленно снимает с лица грим. Цирк позволяет герою оставаться вечно молодым, потому что «клоун – это не профессия… это мировоззрение». Для иллюстрации этой, казалось бы, простой мысли и потребовалось создание трогательной, трагикомичной, ни на что не похожей сказки с элементами эксцентрики и клоунады.



«Из огромного количества людей я выбрал его. Мне не нужен был клоун — я делал фильм о внутренних ощущениях. Мне понравились эти большие уши и глаза. Я понял, что в нём есть то, что мне нужно!», - отметил Георгий Параджанов, говоря об исполнителе роли главного героя Нодаре Джанелидзе. Его манера игры позволила наиболее адекватно воплотить одиночество и ранимость грустного клоуна; перемены его настроения и, в то же время, неизменную верность себе. «С осенью в сердце» стал бенефисом Джанелидзе, его творческой победой, одержанной благодаря стараниям тонко чувствующих, внимательных партнеров. Не затмевая Нодара, они создали свои незабываемые образы. Их реплики точны и выразительны. Герой Михаила Богдасарова в новелле «Укротитель» со смехом объясняет огромные шрамы на спине: «Это не они (показывая на тигров), это в 1943, в Дахау», одной репликой, словно вспышкой, высвечивая всю свою биографию. И сходным образом раскрывают себя почти все действующие лица: главный редактор в исполнении Юрия Нифонтова, обаятельная Лали Бадурашвили в образе постаревшей дрессировщицы, улыбающаяся Анастасия Асеева, создавшая очаровательный и мистический образ невесты…


Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени




Этих ярких и трогательных персонажей было важно поместить в атмосферно-архитектурное пространство Москве 1970-х, в которой жил сам Енгибаров. Художник Сергей Филенко нашел подходящую натуру в Риге. В старом, исконно русском районе столицы Латвии, носящем название «Москачка», сохранились здания ушедшей эпохи, слегка обветшалая деревянная застройка, трамвайные пути, проложенные по брусчатке, и сама атмосфера канувшей в Лету эпохи. Свой город узнают, в основном, рижане. Малознакомая туристам Москачка подарила картине неспешный ритм. Парки Риги стали площадкой для самых интимных, любовных эпизодов ленты, а рижский цирк воплотил большой и гулкий, но, вместе с тем, уютный дом главного героя.



Работа Георгия Параджанова – образец удачного совмещения, казалось бы, несовместимого. Сюрреалистичность, метафоричность, чувственность и лиризм фильма дарят ощущения чистой поэзии, тонкого авторского фильма. Вместе с тем, это – отличное зрительское кино: благодаря быстрей смене историй – весьма динамичное, вызывающее целую гамму различных эмоций. Масса забавных эпизодов делает фильм даже веселым.


Рецензия на фильм «С осенью в сердце»: Четырнадцать мгновений осени




В нынешнем году Леониду Енгибарову могло бы исполниться 80 лет, но, как это часто бывает с неординарными талантами, судьбой ему был отмерен гораздо меньший срок. Думается, «С осенью в сердце» – прекрасный памятник мастеру и великолепный подарок всем, кто помнит и ценит его творчество.



Автор: Алёна Сычёва[/u]
Нажмите на эту кнопку, если что-то на странице НЕ правильно. Спасибо!

Похожие фильмы:


0 комментариев к записи

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *

АВТОРИЗАЦИЯ